суббота, 9 августа 2014 г.

Нужны ли дошкольнику развивающие занятия?

Девочки, предлагаю вам очередной субботний пост про деток и детскую игру. Недавно мы с вами обсуждали, нужна ли игра подростку и каким образом она способствует гармоничному развитию и взрослению
Сегодня я хочу поделиться с вами статьей психолога Ксении Щербининой , написанной специально для вас. Речь в ней пойдет о том, насколько важна игра для ребенка дошкольного возраста. Ксения расскажет о значении детской игры для дошкольника и порассуждает на такую злободневную тему: нужны ли дошкольнику дополнительные развивающие занятия. 
Слово Ксюше: 
Добрый день! Меня зовут Ксения, я детский психолог. Два года я работала педагогом в центре раннего развития и вот уже три года работаю в государственном детском саду в должности психолога. Также я практикую частным образом: консультирую родителей и провожу занятия для детей. В настоящее время продолжаю учиться на психотерапевта, с огромным интересом погружаюсь в мир ребёнка, учусь понимать его всё больше и больше.




Зачем дошкольнику игра?
Сегодня хотелось бы обсудить с Вами, дорогие читатели, тему детской игры. Вообще, нужна ли она и если нужна, то зачем? И какой она должна быть, эта игра? И можно ли заменить игру развивающими занятиями?
Итак, по порядку.
Игра ребёнку дошкольного возраста нужна как воздух, потому что именно играя ребёнок способен развиваться и расти. В каждом возрасте у детей есть ведущая деятельность – это та деятельность, в которой малыш усваивает новую информацию и гармонично развивается. Например, с года до трёх этой деятельностью является манипулирование с предметами. Малыши очень любят всё трогать, раскручивать и разбирать, менять местами, ломать и снова строить (если повезётJ) и т.д.
В 3-4 года ведущая деятельность меняется, и в жизнь ребёнка приходит Игра. Разумеется, игра была и до трёх лет, но она была построена на манипуляциях с предметами, а теперь центральной становится… нет, не игра с планшетом! А сюжетно-ролевая игра, где на первое место выходят человеческие отношения. Теперь ребёнку интересно быть «продавцом», а не просто перебирать резиновые фрукты и овощи; быть «мамой», а не просто так копаться в маминой косметичке или  быть «поваром», для которого кастрюльки и сковородки – это лишь атрибуты его профессии. В этом возрасте ребёнку очень хочется быть взрослым, «как большой», и через роли он эту «взрослость» на себя примеряет, пробует свои силы и возможности.  
Именно в этой сюжетно-ролевой игре происходит самое настоящее развитие.
  1. Игра влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, и, конечно же, воображения.
  2. В игру ребенок учится управлять своими эмоциями, выражать их культурно, с учетом социальных норм.
  3. В игре ребенок активно общается со сверстниками. Причем, общие игровые цели и соблюдение ролей способствуют конструктивному общению. Развиваются умение находить компромиссы и учитывать точки зрения друг друга.
  4. Выполняя различные игровые роли, ребенок узнает культуру страны и мира в целом, приобщается к ней.
  5. В игре развивается способность к саморегуляции. Ребенок учится контролировать свои эмоции и действовать вопреки спонтанным желаниям. Так, дошкольник способен в течение 10 минут идти тихо и разговаривать шепотом, если это игра в "охотников" или "грабителей", или способен простоять несколько минут неподвижно, если "злая колдунья превратила его в статую".
  6.  В ходе игры ребенок овладевает новыми способами действия, неминуемо преодолевая трудности. Таким образом развивается его воля и уверенность в своих силах.
  7. И, наконец, в игре ребенок получает массу позитивных эмоций!


Надеюсь, ни у кого не осталось сомнений в том, что сюжетно-ролевая игра не только очень полезна, но и просто необходима ребёнку-дошкольнику для гармоничного развития. Если Ваш ребёнок много и разнообразно играет (один, со сверстниками и со взрослыми), никакие развивающие занятия ему не нужны, всему необходимому он научится в игре. Доказательством тому может быть наше детство или детство наших родителей: никаких «развивашек», минимум «кружков» и бесконечные игры во дворе или дома. И отличные же люди получились, разве не так?
Разумеется, развивающие занятия тоже бывают полезными, толковыми и интересными для детей. Тут, скорее, вопрос в приоритетах. Игра важнее всего остального для дошкольника! Но всё остальное не отменяется;)
Удачи и до новых встреч! 
* Если у вас есть вопросы или желание пообщаться с Ксюшей лично, ей можно написать на  ksenia.scherbinina@gmail.com
*В следующий раз Ксюша продолжит знакомить нас с особенностями игры деток и расскажет о специфике игр совеременных дошкольников и о том, как с ними играть, чтобы это занятие приносило не только пользу, но и массу позитивных эмоций и детям, и взрослым.
Как всегда, комментарии приветствуются и очень ценятся :)
Если статья показалась вам интересной, поделитесь ею с другими! 
Спасибо!