суббота, 16 августа 2014 г.

Пусть ребенок играет сам или зачем вообще играть вместе с ребенком?

Всех с субботой! :) Сегодня продолжение разговора о том, как, зачем и во что играть с ребенком дошкольного возраста. В эфире снова психолог Ксения Щербинина.

Первую ее статью из этого цикла можно прочесть ЗДЕСЬ. Там же вы найдете немного про Ксению и ее контакные данные.

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня мы продолжаем разговор об игре дошкольников. 

На консультациях я часто рассказываю родителям о ценности детской игры и о том, как важно играть вместе с детьми в ролевые игры, придумывать истории и разыгрывать их. И очень часто я сталкиваюсь с непонимающей или недовольной реакцией родителей: "Я что, тоже должна сюсюкаться и озвучивать кисок и собачек? Это же цирк какой-то! Я взрослый человек!" 

Почему многие так воспринимают детские игры?


На мой взгляд, причина кроется в том, что мы почему-то забываем о нашем собственном детстве. Ведь когда-то каждый из нас был маленьким и получал невообразимое удовольствие от игры! Мы смеялись, пробовали разные роли, придумывали разные сюжеты или повторяли то, что увидели по телевизору или прочитали в книге. В игре у нас получалось то, что не удавалось в жизни. В игре мы могли быть самыми лучшими, самыми красивыми принцессами или самыми отважными рыцарями! В игре мы могли отомстить всем нашим врагам. В игре мы могли наказать "дочку" так, как нас наказывала наша мама, и тогда становилось не так обидно...
 

Я предлагаю вам потратить несколько минут и погрузиться в своё детство... Вспомните хотя бы какие-то игры, друзей, с которыми вы играли... Что было самым интересным, самым любимым? Если пока ничего не вспоминается, не расстраивайтесь, со временем память приоткроет свои дверцы.
 

У меня есть такая гипотеза (которая всё чаще подкрепляется в моей практике): чем лучше мы помним себя в детстве (свои переживания, игры и мечты), тем легче нам понимать своих детей. И тем легче нам быть с ними "на одной волне", играть с ними в "глупые" детские игры, дурачится и хохотать.
 

Вы спросите, а зачем, вообще, играть вместе с ребёнком? Можно же купить ему игрушки, предоставить место и время, и просто его не трогать. Пусть сам играет! Конечно, можно и так.

Но игра дошкольника (и младшего школьника тоже) - это самый громкий и красноречивый способ выражать свои чувства. Малыш ещё плохо понимает, что с ним происходит, почему ему не по себе или, наоборот, от чего ему вдруг стало так хорошо. Всё это пока протекает в большей степени бессознательно. И часто на мамин вопрос:"Почему ты такой грустный?" ребёнку просто нечего ответить, он и сам не знает. Но игра – это дорога к бессознательному ребенка. В игре ребёнок может рассказать, что его беспокоит, что пугает, что злит, а что приносит радость и облегчение. Наша задача - просто чутко играть, присматриваться к героям, за которых чаще играет чадо, прислушиваться к словам, которые он говорит в игре. И ни в коем случае не поучать его, не одёргивать! Так вы быстро спугнёте голос бессознательного. В игре мы доверяемся ребёнку.
 

Кроме того, в игре ребёнок может спросить вас о том, что его волнует или о том, что ему непонятно, а также научиться от вас определенным моделям поведения в разных ситуациях. Игра - это место вашей встречи с ребёнком, место для диалога.
 И чем больше вы будете играть с вашими детьми, тем больше будете поражаться тому, как порой изобретательно, ёмко, трогательно, красочно и ярко дети выражают в игровой форме свои чувства и переживания! 

Цель этой небольшой статьи - разбудить в каждом из вас, дорогие читатели, мотивацию играть вместе с детьми! В следующий раз мы поговорим о том, КАК играть с дошкольником в ролевые игры. Но прежде, чем разбираться, КАК что-то делать, важно понять, зачем это, вообще, надо, не правда ли? Очень верю, что здесь вы нашли хотя бы одно "зачем" и теперь обязательно попробуете поиграть со своим ребёнком!;) Ну, а если вы давно и с удовольствием это практикуете, что ж, тогда вы просто лишний раз убедились, что верной дорогой идёте, товарищи!:)
 


Играйте с удовольствием!

До новых встреч,
Ксения Щербинина

*Как всегда, мы рады комментариям и вопросам :)
Завтра расскажу, чем сегодня весь день занималась и как продвигается проект по дизайну блогов.



10 комментариев:

  1. Полностью поддерживаю игру с детьми!!!! Ужасно когда комплексы, лень и незнание ( тоже отношу к лени) родителей ограничивает развитие детей! Так получилось, что моя подруга, будучи психологом, предпочитает просто разговаривать со своими детьми "за жисть". Имея еще и филологическое образование, считает , что сюсюканье ведет к логопедическим проблемам и вместо игрушек покупались кубики с английскими буковками и слогами и расставлялись вокруг ребенка ( где то с 3 месяцев).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья! Как говорится, во всём хороша мера;) Разговаривать с детьми тоже очень полезно, да и кубики с буквами каким-то детям могут прийтись по душе. Но всё же, важно помнить о первостепенной деятельности дошкольника, которой является ИГРА, как ни крути;) Природу не обманешь и ролевую игру философскими разговорами тоже не заменишь!:)

      Удалить
  2. Очень интересная и актуальная статья для меня. Мои дети просто обожают, когда я играю вместе с ними или придумываю им новую игру, к сожалению, это происходит довольно редко :(
    Ещё хотелось бы спросить у Ксении - мой старший сын, ему 6 лет, всегда выбирает для игры отрицательных персонажей, это нормально?
    С нетерпением буду ждать публикации о том как играть с детьми.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо за интересный вопрос!
      Как я уже говорила, дети часто через игру выражают свои переживания и "проигрывают" болезненные жизненные ситуации. Роль агрессора (отрицательного героя) - это способ выражать свои отрицательные эмоции, которые не получается выразить в реальной жизни. В нашей культуре, вообще, тяжело с выражением отрицательных эмоций, очень уж это "непристойно", "постыдно" и просто наказуемо. А эмоции эти возникают, и как с ними быть, малыш не знает. Вот он в игре и "отрывается по полной". И это даже очень хорошо, что "отрывается", ведь игра - как раз один из безопасных способов выражения агрессии. Поэтому не стоит запрещать детям играть в "стрелялки", "войнушку" и прочие агрессивные игры! Ваша задача, как родителя, скорее, понять тут, в чем источник агрессии, что именно Вашего ребенка сильно раздражает? Где он не может высказать свое недовольство? Где его интересы ущемляются?

      Верю, что у Вас получится разобраться в загадочных игровых посланиях Вашего чада!;)

      Удалить
  3. Спасибо за статью. Меня тоже интересует вопрос Ани Утробиной, почему ребенок выбирает для игр отрицательных героев...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Виктория, за статью пожалуйста! Рада, что она оказалась Вам полезной;)

      В продолжение темы:
      А ещё у детей очень часто бывает страх, что если они будут "плохими" (т.е. будут злиться, раздражаться и не слушаться), то мама с папой их разлюбят. И тогда выбор отрицательного героя в игре с Вами, это своего рода проверка: "Что ты будешь делать с таким безобразным ребенком? Ты отвернешься от меня? Испугаешься? Простишь?"

      Вообще, гипотез может быть очень много, нужно видеть конкретного малыша и его конкретную игру!;)

      Желаю Вам интересных открытий вместе с Вашим ребёнком!;)

      Удалить
  4. Девочки,спасибо за комментарии и вопросы! Ждем,что нам на это ответит Ксения :)

    ОтветитьУдалить
  5. Доброго времени суток, дорогие читатели! Я вернулась из отпуска и теперь с радостью отвечу на ваши вопросы;)

    ОтветитьУдалить
  6. Спешу успокоить всех: очень и очень многие дети выбирают отрицательных героев в игре, тут нет причин для сильного беспокойства. Это даже хорошо, как я уже сказала, что они умеют выразить свою агрессию в игре!
    Другое дело, если эти герои становятся все более и более агрессивными и беспощадными. Это уже тревожный звоночек: что-то очень сильно тревожит или пугает Вашего ребёнка... Но это будет заметно не только из игры ребёнка! В таком случае, имеет смысл обратиться к психологу.

    ОтветитьУдалить