суббота, 7 июня 2014 г.

Правильные детские игрушки: базовый принцип

Всем привет!
Спасибо, что заглянули, очень рада вас здесь видеть. Приятно осозновать, что такая важная тема нашла своих слушателей. Сегодня я хочу с вами поделиться информацией, которая поможет вам более осознанно подходить к выбору детской игрушки.

Я очень основательно готовилась к написанию сегодняшнего поста: прочла массу интернет-ресурсов, копнула в глубины свой памяти на предмет психологических знаний, бросила удочку знакомым практикующим психологам. В конце концов поняла, что тема, казалось бы такая простая и понятная, ну прям вообще не такая уж и простая. Особенно, например, для тех, у кого деток пока нет, соответственно нет этого и в опыте. Либо есть опыт, но какой-то он непонятный. В общем, сегодня начнем, а там посмотрим, как пойдет :)


Для начала мотивационный вопрос для сомневающихся: почему это важно?
Когда я училась в университете, у нас был спец курс, посвященный психологии общения. Читала этот курс Смирнова Елена Олеговна - доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Она таже является научным руководителем Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. По ссылке можно прочесть еще пару абзацев о ее деятельности, степенях и сфере интересов, и убедиться, что это очень компетентный и увлеченный своей профессией человек.Так вот, Елена Олеговна в интервью одному из мамочковых изданий довольно четко сформулировала то, почему родителям важно и нужно подходить осознанно к выбору игрушек для своих детей. По мнению профессора, рынок игрушек сейчас характеризуется отсутствием каких-либо ценностных ориентиров, их бесконтрольным производством, бессистемной закупкой и бесмысленным потреблением. В результате детские комнаты завалены (вчитайтесь в это слово!!!) однотипными, бесполезными, а нередко и вредными игрушками. 

Прочли? Вникли? Прочувствовали? Поехали дальше.


На мой взгляд, чтобы реально осознать и захотеть применять на практике какие-либо принципы,  прежде всего нужно понимание. Где понимание, там появляется убежденность и уверенность в своих действиях. Согласитесь, где есть убежденность, там я с большой долей вероятности буду действовать, следуя этим самыми убеждениям. Все остальное - это пропаганда, маркетинговое зомбирование и зубрежка. Я все-таки всеми руками за осознанность, поэтому остановлюсь подробнее на самом общем, базовом принципе, который, даст вам понимание других, более конкретных рекомендаций. Руководствуясь этим знанием вы сможете осознанно реагировать на рекламные предложения производителей и смело выходить в открытое море детских игрушек! :)


Итак, я думаю, что даже очень далекие от психологии люди в курсе, что в жизни человека выделяются несколько качественно различных этапов его развития. Кто не понял, что я сказала, поднимите руки - объясню подробнее :) Так, например, очень грубо можно деток от рождения до года определить в одну группу, от года до трех лет - в другую, от трех до шести -семи в третью. В каждой такой группе у деток будет гораздо больше общего и гораздо меньше различий в развитии и потребностях, чем между группами. Соответственно, можно делать некоторые выводы и обобщения, которые в определенной степени будут эти самые возрастные группы характеризовать. Согласны?


Так вот, в отечественной психологии существует такое основополагающее понятие как "ведущая деятельность". Ведущая деятельность - это то, что в буквальном смысле слова ведет за собой развитие на том или ином жизненном этапе. Замечу, что это не то, не обязательно то, чем ребенок занимается большую часть времени. Ведущая деятельность - это то, что позволяет ребенку решать задачи развития на данном жизненном этапе (например, научиться есть кашу при помощи ложки, большое дело, между прочим!). И вот тут родителям очень важно помнить, что если для совсем маленьких деток младенческого возраста самым главным является непосредственное эмоциональное общение со взрослым, то для детей от 3 до 7 лет по-настоящему развивающей является игровая деятельность. Серьезно, играть - это очень, очень полезно!

И вот тут одним из очень важных факторов развития детской игры становится правильно подобранная игрушка. К сожалению, деток с неразвитой игрой, не умеющих играть самостоятельно, не способных игры поддерживать и придумывать сейчас очень много. Так вот, покупая своему любимому чаду новую игрушку, нужно учесть следующий момент. 

Для деток от 1 до 3 лет - важно научиться манипулировать предметами (ложкой, ага!). В процессе такой манипулятивной игры ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. На этом этапе идет активное развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка. Игрушки должны быть подобраны соответственно.

Детки постарше, от 3 до 7 лет, нуждаются уже в других игрушках. Ведущей для них является сюжетно-ролевая игра (помните, а давай ты будешь .., а я буду...). На данном этапе происходит интенсивное социальное и личностное развитие ребенка, возникает и развивается воображение. 

Я намеренно не оговаривала подробно, какие именно игрушки нужно покупать. Всем, кто нашел в себе силы дочитать до конца, предлагаю небольшое упражнение на "подумать". Свои мысли можно оставить при себе, записать на бумажку или отметиться в комментариях :) Я думаю, всем будет интересно послушать истории, мысли и выводы других :) 

Продолжение следует. Если у вас есть конкретные вопросы - задавайте! Будем искать ответы :)


Упражнение.


Все очень просто. Внизу приведены фото различных игрушек. Для удобства они пронумерованы. Представьте, что вы идете в магазин. Что вы купите ребенку 1-3 лет, а что ребенку от 3 до 7? Почему? 

1. Деревянный конструктор.


http://taiswood.ru/

2. Кукольный театр

http://www.vseodetyah.com/

3.Книжка-развивайка

http://handmade-by-mom.blogspot.co.nz/2013/02/blog-post_9.html

4. Деревянная головоломка

http://www.angioletti.ru/

5. Кухня

http://kinder-baby.ru/

6. Деревянная машинка


http://nazdorov.ru/